Например, Огнетушитель ОП-4
Нормативные документы
Товары
Услуги
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Этапы | Вероятность безотказной работы |
1 Теоретический расчет
2 Предварительные испытания 3 Приемочные испытания |
0,9999
0,974 0,987 |
6.3 Общие технические требования к конструкции
6.3.1 Детали аварийно-спасательных средств парашютного десантирования должны выполняться так, чтобы исключить возможность их неправильного монтажа.
6.3.2 Конструкцией аварийно-спасательных средств парашютного десантирования должна быть исключена возможность самопроизвольного введения в действие при всех возможных случаях.
6.3.3 В процессе раскрытия ПС (СПС) должна быть исключена возможность зацепления ее частями за снаряжение или конечности тела пользователя.
6.3.4 Металлические детали и узлы ПС (СПС) должны быть без острых краев и иметь стойкие противокоррозионные покрытия, обеспечивающие их защиту от коррозии в течение всего периода эксплуатации и хранения.
6.3.5 Конструкцией аварийно-спасательных средств парашютного десантирования и их элементов должен быть обеспечен удобный пооперационный контроль правильности их монтажа и установки приборов. На ПС должна быть обеспечена возможность контроля установки времени и высоты срабатывания установленных приборов без их демонтажа.
6.3.6 Введение в действие основной ПС (раскрытие ранца) при наличии стабилизирующей системы должно обеспечиваться вручную при помощи звена ручного раскрытия, парашютными приборами (принудительно).
Скорость снижения на стабилизирующей системе (если таковая предусмотрена конструкцией ПС) не должна превышать 40 м/с на высотах 1000–1600 м.
Переход от снижения на стабилизирующей системе к снижению на основном парашюте должен быть упорядоченным.
6.3.7 Максимальные перегрузки при раскрытии ПС, определенные как отношение нагрузки, измеренной в узлах соединения купола с подвесной системой, к полетной массе парашютиста (включая применяемые грузовые контейнеры), не должны превышать 10 единиц для основной ПС и 16 единиц – для запасной ПС. Динамическая нагрузка, возникающая при раскрытии парашюта, должна распределяться на тело равномерно и не должна нарушать работоспособность парашютиста.
Для СПС максимальные перегрузки при раскрытии и приземлении не должны превышать 16 единиц.
6.3.8 ПС должны обеспечивать:
- устойчивое (без вращений) снижение на ПС (стабилизирующей системе) при наполненном куполе;
- приземление парашютиста при максимально допустимой полетной массе, определенной в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие, со средней вертикальной скоростью, приведенной к Стандартной атмосфере: на основной парашютной системе – не более 5 м/с, на запасной парашютной системе – не более 6 м/с.
Для СПС значение средней вертикальной скорости определяется в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие.
6.3.9 Усилие, потребное для приведения в действие механизма раскрытия ранца и вступления в работу элементов ПС .(СПС), должно быть не более 150 Н и не менее 30 Н. Минимальное потребное усилие не относится к усилию извлечения мягкого вытяжного парашюта для его ввода в воздушный поток при раскрытии ПС.
6.3.10 ПС должны обеспечивать применение автоматических и полуавтоматических приборов, включающих устройства для раскрытия ранца (замка стабилизирующей системы), при этом должна исключаться возможность зацепления приборами за конструкцию (за агрегаты) летательного аппарата (ЛА) при размещении парашютиста на штатном месте и при отделении от ЛА.
На СПС в зависимости от условий применения допускается не применять автоматические и полуавтоматические приборы. Порядок применения приборов на СПС определяется в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие.
6.3.11 Подвесная система ПС должна обеспечивать:
- выполнение парашютистом всех необходимых операций при посадке, размещении в ЛА и выполнении прыжка, не вызывая болевых ощущений и утомления в процессе длительного пребывания в ней;
- равномерное распределение динамических нагрузок на теле парашютиста;
- возможность надевания ПС и специального снаряжения без посторонней помощи на парашютиста, одетого в летнее (зимнее) обмундирование и специальное снаряжение;
- возможность применения запасной ПС в случае ненормальной работы основной ПС;
- отсутствие самопроизвольного отсоединения свободных концов подвесной системы.
6.3.12 Форма и размещение устройства ручного раскрытия (парашютного звена ручного раскрытия) для включения механизма раскрытия парашютного ранца ПС (замка стабилизирующей системы) должны обеспечивать удобство захвата его рукой.
6.3.13 К аварийно-спасательным средствам парашютного десантирования и их элементам должна быть приложена необходимая техническая документация.
6.4 Общие технические требования по живучести и стойкости к внешним воздействующим факторам
Все типы ПС и СПС должны быть рассчитаны на применение при температуре от минус 40 °С до плюс 40 °С при относительной влажности до 90 %.
7 Дополнительные технические требования к парашютным системам и спасательным парашютирующим системам, количественные и качественные показатели которых зависят от конкретного типа изделия
Технические требования применительно к особенностям конкретных типов ПС и СПС с учетом степени риска и причинения вреда жизни и здоровью устанавливают дополнительные характеристики, достижение которых обеспечивает механическую безопасность пользователей.
7.1 Дополнительные технические требования к тренировочным парашютным системам
7.1.1 Расчет тренировочной ПС следует проводить исходя из полетной массы парашютиста, указанной в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие.
7.1.2 Конструкцией тренировочной ПС должны быть обеспечены:
- минимально безопасная высота покидания горизонтально летящего ЛА от уровня местности, заданная в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие, при немедленном введении в действие системы на скоростях полета 140–180 км/ч, при этом время снижения на наполненном куполе должно быть не менее 10с;
- возможность управления ПС в воздухе при снижении с помощью строп управления (разворачивание купола в желаемую сторону, горизонтальное перемещение на значения, указанные в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие).
7.2 Дополнительные технические требования к парашютным системам специального назначения
7.2.1 Расчет ПС специального назначения следует проводить исходя из полетной массы, заданной в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие.
7.2.2 Конструкцией ПС специального назначения должна быть обеспечена возможность управления парашютной системой в воздухе при снижении с помощью строп управления (разворачивание купола в желаемую сторону, горизонтальное перемещение на значения, указанные в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие).
7.2.3 Тактико-технические характеристики запасных ПС, входящих в состав ПС специального назначения, должны обеспечивать выполнение специальной задачи при отказе основной ПС.
7.2.4 Подвесная система ПС специального назначения должна обеспечивать возможность:
- крепления и/или размещения специального и другого снаряжения (грузового контейнера, оборудования), определенного в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие;
- отсоединения (отцепления) купола основной ПС от подвесной системы в воздухе и после приземления (приводнения), а также другого снаряжения после приземления.
7.3 Дополнительные технические требования к спортивным парашютным системам
7.3.1 Расчет спортивной ПС следует проводить исходя из полетной массы, заданной в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие. ,
7.3.2 Конструкцией спортивной ПС должна быть обеспечена возможность управления ПС в воздухе при снижении с помощью строп управления (разворачивание купола ,в желаемую сторону, горизонтальное перемещение на значения, указанные в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие).
7.3.3 Подвесная система должна обеспечивать возможность отсоединения (отцепления) купола основной ПС от подвесной системы в воздухе.
7.4 Дополнительные технические требования к запасным парашютным системам
7.4.1 Расчет запасной ПС, применяемой совместно с другими типами парашютных систем, следует проводить исходя из полетной массы в соответствии с ТТЗ (ТЗ) и/или документацией на конкретное изделие.
7.4.2 Конструкцией запасной ПС должны быть обеспечены:
- минимально безопасная высота введения в действие при покидании горизонтально летящего ЛА на запасной ПС, применяемой совместно с другими типами парашютных систем, в соответствии с ТТЗ (ТЗ) и/или документацией на конкретное изделие. Высота отсчитывается от уровня местности;
- максимальная высота введения в действие в соответствии с ТТЗ (ТЗ) и/или документацией на конкретное изделие.
7.4.3 Купол запасной ПС, применяемой совместно с основным куполом тренировочной ПС осесимметричного типа, должен надежно вступать в работу при любых отказах основной парашютной системы с учетом конструктивных особенностей основной ПС, заданных в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие.
7.5 Дополнительные технические требования к спасательным парашютирующим системам
Дополнительные технические требования к конструкции СПС определяются действующими национальными стандартами, ТТЗ (ТЗ) и/или документацией на конкретное изделие.
7.6 Дополнительные технические требования к автоматическим и полуавтоматическим приборам для парашютных систем
7.6.1 Приборы должны обеспечивать надежное включение устройства для раскрытия парашютного ранца или замка стабилизирующей парашютной системы на заданной высоте или через заданный интервал времени после отделения отЛА. Заданная высота или интервал времени устанавливается на соответствующей шкале прибора перед его применением. Точность срабатывания прибора по высоте и времени задается в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на прибор.
7.6.2 Автоматический прибор по конструкции и схеме (способу) включения в действие должен быть автономным, т. е. не зависящим от систем ЛА (приемника воздушного давления, электросистемы и т. п.). Полуавтоматические приборы при нахождении объекта на ЛА могут иметь механическую связь с предназначенными для этого элементами конструкции ЛА (тросами, скобами и др.).
8 Дополнительные технические требования к парашютным системам и спасательным парашютирующим системам
Технические требования, устанавливающие дополнительные характеристики аварийно-спасательных средств парашютного десантирования, применяются разработчиком (изготовителем) на добровольной основе по согласованию с заказчиком (потребителем) в соответствии с ТТЗ (ТЗ) или самостоятельно в инициативном порядке.
8.1 Габаритные размеры и масса подготовленной к применению парашютной системы не должны превышать размеры и массу, установленные национальными стандартами или ТТЗ (ТЗ) и/или документацией на ПС (СПС).
8.2 Основные комплектующие узлы и детали аварийно-спасательных средств парашютного десантирования должны иметь ресурс, равный ресурсу основного элемента средства десантирования. Ресурс заменяемых узлов и деталей должен быть кратен общему ресурсу основного элемента средства десантирования, при этом должна быть обеспечена возможность быстрой и удобной их замены в условиях эксплуатирующей организации.
8.3 Необходимость включения в комплект средств десантирования устройств для быстрого обнаружения и конкретные типы этих устройств определяются ТТЗ (ТЗ) и/или документацией на ПС (СПС).
8.4 Количество инструмента и приспособлений для выполнения укладочных и монтажных работ должно быть минимальным.
8.5 Элементы средств десантирования должны быть максимально стандартизированы, унифицированы. Применяемые материалы и устройства не должны оказывать в условиях эксплуатации вредных воздействий на организм человека, а также детали и агрегаты ЛА.
8.6 При разработке средств десантирования следует проводить экспертизу уровня стандартизации и унификации в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов.
8.7 Климатическое исполнение аварийно-спасательных средств парашютного десантирования:
У-умеренно климатическое.
8.8 Устойчивость ПС (СПС) к внешним механическим воздействиям задается в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие.
8.9 Все органы управления ПС (СПС) рекомендуется выделять цветом, соответствующим общим эргономическим требованиям.
8.10 Изделия транспортируют любым видом транспорта без ограничения скорости, высоты и расстояния.
8.11 Техническая документация на изготовление, приемку и эксплуатацию ПС (СПС) должна содержать требования контроля, обеспечивающего заданную надежность работы изделия.
8.12 При замене основных узлов ПС (в условиях эксплуатации по состоянию) основные и запасные парашюты ПС, а также их ранцы с подвесными системами могут иметь разные заводские номера с отдельными паспортами. В этом случае на каждый основной узел ПС выпускается отдельный паспорт, а на систему в сборе изготовителем выпускается (заводится эксплуатирующей организацией) сводный паспорт на ПС.
8.13 На всех типах ПС допускается установка транзитного введения в действие запасного парашюта после отсоединения основного парашюта в случае отказа последнего.
8.14 ПС должны допускать применение без переукладки после хранения в уложенном состоянии в складских условиях при температуре ± 25 °С и относительной влажности не более 80 % – не менее трех месяцев. При установке на ПС страхующего парашютного прибора применение ПС после хранения, кроме того, регламентируется условиями эксплуатации страхующего прибора.
СПС должны допускать применение без переукладки после хранения в уложенном состоянии в складских условиях не менее одного года. Условия хранения СПС определяются в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретные изделия.
8.15 Одиночный комплект ЗИП может включать в себя инструменты для укладки и обеспечивать проведение технического обслуживания в условиях эксплуатации. Состав одиночного комплекта ЗИП определяется в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие.
Порядок проведения технического обслуживания и ремонта ПС (СПС) определяется в эксплуатационной документации на конкретное изделие.
8.16 Исходные материалы и комплектующие изделия, применяемые в парашютных системах, должны соответствовать документации на их изготовление и поставку. Допускается применение в конструкциях ПС (СПС) импортных материалов и комплектующих.
8.17 Назначенный ресурс аварийно-спасательных средств парашютного десантирования устанавливается в ТТЗ (ТЗ) и/или документации на конкретное изделие.
8.18 Назначенный срок службы аварийно-спасательных средств парашютного десантирования (с проведением технического обслуживания и ремонта) – не мене пяти лет.
9 Условия проведения оценки соответствия аварийно-спасательных средств парашютного десантирования
9.1 Проведение оценки соответствия ПС (СПС) требованиям осуществляется уполномоченными органами при приемочных (сертификационных) испытаниях данной продукции в соответствии с ГОСТ 15.309 и ГОСТ Р 15.201.
Оценку соответствия требованиям ПС (СПС) проводят методом экспериментальной проверки соответствия технических и эксплуатационных характеристик ПС (СПС) характеристикам, указанным в стандартах технической документации, программе испытаний и др.
9.2 Количество экземпляров конкретной ПС (СПС), поставляемых для проведения испытаний, в каждом конкретном случае определяют организация, проводящая приемочные (сертификационные) испытания, и разработчик (изготовитель), если это не оговорено специальными документами. Во всех случаях количество поставляемых экземпляров или их ресурс должен быть достаточным для выполнения программы испытаний в полном объеме.
Образцы, поступающие на испытания, должны быть полностью укомплектованы изделиями, входящими в конструкцию ПС (СПС) или применяемыми вместе с ними, а также предусмотренными поставкой средствами, обеспечивающими проведение испытаний и обслуживания, контрольно-проверочной аппаратурой и документацией в объеме, обеспечивающем проведение испытаний.
9.3 На приемочные (сертификационные) испытания вместе с ПС (СПС) предъявляется документация по вопросам, подлежащим проверке или оценке, а также документация по эксплуатации ПС (СПС) в процессе приемочных (сертификационных) испытаний.
9.4 При проведении приемочных (сертификационных) испытаний с целью исключения дублирования и сокращении сроков испытаний допускается использовать в качестве официальных материалов данные о технических характеристиках испытуемого образца, полученные при предварительных и других испытаниях и подтвержденные первичными документами испытаний.
9.5 Приемочные (сертификационные) испытания проводят по методикам, согласованным между заказчиком и разработчиком и аттестованным приемочной комиссией. Измерения выполняют по методикам в соответствии с ГОСТ Р 8.563, при этом испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568.
9.6 Объем испытаний (оценок, проверок), а также содержание пунктов программ испытаний определяют в зависимости от целей испытаний, конструктивных особенностей ПС (СПС) и с учетом ранее выполненных работ.
Ключевые слова: аварийно-спасательные средства парашютного десантирования, парашютные системы, спасательные парашютирующие системы, скорость снижения, безопасная высота